Тенденции рынка загородной недвижимости таковы, что ландшафтным дизайнерам намного чаще приходится обустраивать не отдельные частные территории, а целые коттеджные поселки. Над творением наиболее сложных современных проектов трюдяться совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель.
По мнению специалистов, сегодня на цену и ликвидность загородного дома природно-видовые характеристики участка влияют весьма ощутимо. Так, лесные деревья на участке и непосредственная близость к водоему могут увеличить стоимость объекта загородной недвижимости на 40 %, в то время как архитектура дома, размер участка и наличие развитой инфраструктуры в коттеджном поселке дают лишь 25 % прироста цены.
Алексей Рогов, директор по развитию и продажам проекта "Загород" Агентства "Петербургская Недвижимость": Обустройство и ландшафтный дизайн индивидуальных земельных участков является одним из существенных ценообразующих факторов объекта загородной недвижимости. Пренебрежительное отношение к этому вопросу может сильно снизить ликвидность проекта коттеджного поселка.
С другой стороны, ландшафтный дизайн в России представлен множеством разнообразных школ - японской, английской, скандинавской и многими другими. Решение об использовании того или иного направления в оформлении ландшафтного дизайна приусадебного участка является своего рода риском, который не каждый застройщик готов брать на себя. В любом случае реализация в коттеджном поселке дорогого ландшафтного дизайна способно вызвать два негативных момента. Во-первых, увеличивается стоимость домов, и, соответственно, сужается круг платежеспособных клиентов. Во-вторых, он сужается за счет тех, кому не нравится реализованный проект и кто является приверженцем другой школы дизайна. Поэтому большинство девелоперов и застройщиков предпочитают так называемый "базовый" вариант благоустройства, который подразумевает подсыпку участков плодородной землей и высев высококачественной газонной травы. В отдельных случаях практикуется настил рулонных газонов, высаживание естественных живых изгородей, состоящих из хвойных или быстрорастущих лиственных деревьев.
В исключительных случаях, если застройщик хочет четко спозиционировать коттеджный поселок на рынке, подчеркнуть его название и общую стилистику, он может использовать дополнительные элементы ландшафтного дизайна, как, например, это было сделано при разработке концепции поселка Waldwiese, спроектированном в южно-германском стиле, в ландшафтном дизайне которого предусмотрены цветники.
Светлана Пивоварова, специалист отдела загородной недвижимости компании "АЛЕКСАНДР-Недвижимость":
Со становлением рынка недвижимости развиваются и связанные с ним направления. В последние годы в России появилась недавно еще незнакомая многим услуга - ландшафтный дизайн. Немногие сейчас имеют представление о настоящем ландшафтном дизайне, думая, что это - английские газоны, альпийские горки, художественным образом подстриженные кусты. Настоящий ландшафтный дизайн - это философия, отражение индивидуальности владельца, картина, нарисованная посредством природы. Это - искусство высокого класса, и образцов этого искусства в нашей стране еще очень мало.
Причиной не в последнюю очередь является холодный и изменчивый климат нашей страны, где большую часть года холодно, и человеку остается не так много времени, чтобы любоваться красотой природы. А если учесть, что при этом ландшафтный дизайн - достаточно дорогое удовольствие, то платить за него готов далеко не каждый. Кроме того, затратно и поддержание дизайна в приличном виде.
Покупательского спроса на ландшафтный дизайн в Санкт-Петербурге и области почти нет, и продать дом с ландшафтным дизайном оказывается порой сложнее, чем без него. Далеко не всем людям нужно имение с дизайном, который вдвое удорожает стоимость объекта. По этим причинам тот ландшафтный дизайн, который предлагается российским покупателям, представляет собой бледную тень настоящего ландшафтного оформления. А немногим покупателям, которые понимают в этом толк, приходится покупать неразработанный участок и самостоятельно общаться с фирмами, оказывающими подобные услуги.
Екатерина Романенко, исполнительный директор АН "Экотон":
Недавно были обнародованы аналитические данные: исследовалось, влияет ли наличие авторского ландшафтного дизайна на цену и спрос на загородные коттеджи, сдаваемые в аренду. Среди коттеджей, сдаваемых за 1,5 тысяч долларов в месяц, практически нигде не встречаются элементы ландшафтного дизайна; среди сдаваемых по цене 3-5 тысяч долларов в месяц элементы ландшафтного дизайна имеют 7 % коттеджей; до 10 тысяч долларов в месяц - 6 %; свыше 10 тысяч долларов в месяц - 8,5 %. Общее число сдаваемых в аренду коттеджей с элементами ландшафтного дизайна составило 21 % (исследовались коттеджи, стоимость аренды которых находится в диапазоне от 400 до 90 тысяч долларов).
Сегодня рынок ландшафтного дизайна ориентирован преимущественно на удовлетворение денежноемкого, а не массового сегмента. Платежеспособный заказчик все больше интересуется оформлением частных усадеб, резиденций, полей для гольфа.
Дмитрий Щегельский, генеральный директор АН "Бенуа":
Для коттеджного поселка благоустроенность прилегающей территории - вопрос принципиально важный, а привлечение специалистов по озеленению на сегодняшний день становится почти нормой. Благоустроенный дом и участок имеют большое значение для человека, принимающего решение о покупке коттеджа, поскольку покупка в 90 % случаев делается на эмоциях. Единственное "но": в генпланы многих коттеджных поселков закладываются различные парковые зоны, искусственные водоемы, элементы декоративного озеленения - на стадии проектирования это практически обязательный элемент для поселка бизнес-класса и выше. Но при реализации проекта девелоперы могут столкнуться с проблемами финансового и технического характера. Поэтому не всегда проекты удается реализовать.
Если дом строится специально на продажу, то наличие ландшафта работ напрямую зависит от стоимости объекта. Качественные ландшафтные работы с альпийскими горками делаются на участках, цена которых начинается от 1 млн долларов. Однако это не значит, что на участках дешевле застройщики бросают кучи мусора и грязи. Как минимум, территория выравнивается и засыпается плодородным грунтом. Некоторые дальновидные продавцы по окончании строительных работ сразу прокладывают на участке дорожки и застилают газон. На покупателей такой вид производит магическое действие: они сразу начинают фантазировать, где они посадят куст роз, а где у них будет стоять барбекю…
Что же касается вторичного рынка, то, хотя дизайнерский ландшафт и повышает привлекательность участка, но здесь на этот фактор обращают внимание далеко не в первую очередь - только после места, цены, окружения и качества строительства.
Источник: ProektStroy.ru