Специальное предложение!
Проектные работы от 5000 рублей за 100 кв.м.
С 1 марта 2019г. стоимость проектирования участка 5000 рублей за 100 кв.м.
Адрес:
г.Ростов-на-Дону, ул.Особенная, 81
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 19:00
Сб с 10:00 до 17:00

Исторические стили садов

Регулярный стиль

Эпоха французского классицизма в парковом искусстве ознаменовалась грандиозными творениями Андре Ленотра. До него при строительстве садов подражали итальянцам. После же создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаля весь мир начал подражать его идеям. Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для дворцовых торжеств. Архитектура его парков развивалась по единым законам, законам регулярного стиля. Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность.

Регулярный стиль роскошен. Широкие прямые аллеи уходили в перспективу, стриженные деревья, орнаментальные цветники на газоне, чарующие обилием цветов и оттенков. Как писал А. Э. Регель, самая важная черта регулярного стиля заключается в том, что "искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди". И такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии. Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики. С низким партером резко контрастировали боскеты - ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Искусные дворцовые садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких "зал" и "кабинетов", размещая их вдоль дорожек. Но какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Быть может, именно это и станет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.

Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Например, оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров. Два или четыре куста, симметрично расположенные, могут определить характер всего сада. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием или оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным уголком может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений.

Итальянский стиль

Итальянский стиль вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита (так же как в регулярном) на простые геометрические формы диагональными и прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, а вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумбы и водоемы решены в формальном стиле (круг, овал, квадрат).
Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского дворика. На этой террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры. Кстати, скульптура неотъемлемый атрибут итальянского стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придает итальянским садам сильное эмоциональное звучание. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара.

Пейзажный стиль

Пейзажные парки или как их еще называют английские, появились 18 в. в Англии, которая и считается родоначальницей этого садово-паркового направления в Европе.

В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. "При этом, пишет А. Э. Регель, искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты по возможности развиться, а при отсутствии таковых созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности".

Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана.

В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее. Свободная живописная планировка, как правило, больше соответствует участку, ее осуществление требует обыкновенно меньше земляных работ, подпорных стен, экранов и конструкций, а следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом.

Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада. Цветов в английском саду высаживалось мало. Цветники компоновались возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.

Пейзажный стиль пришел с Востока из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Японский сад

Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это не случайно: японский сад невелик по площади, но его образ не исчерпывается театрализованным миниатюрным садиком с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. В Европе и тем более в средней полосе России нельзя использовать бананы, пальмы и орхидеи, растущие в Токио, но вполне можно заимствовать некоторые приемы оформления, например, мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии или символических каменных композиций. Основной принцип японского сада ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация.

Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и романтизму.

Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но образы этой природы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий все это в условной форме рассказывает о замысле автора.

Японский сад создает пространственное решение, наиболее близкое к современному понятию малого сада как части жилого дома. Даже его размеры, близкие к площади жилой комнаты, производят впечатление интерьера. Японский сад при доме устраивается не для прогулки, а только для пассивного созерцания с определенной точки, обычно из окна или веранды дома. В связи с этим он должен рассматриваться как живописная картина в отличие от других садов, где весь ландшафт сада раскрывается постепенно, по мере движения по саду.

Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна одна из ведущих пород. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Порой несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень с далеких гор, или осколок скалы с морского берега символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию. Но японский сад может существовать и без воды.

В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая стиль Син, более сложная стиль Со и наиболее сложная стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в решениях двух типов садов плоского и холмистого.

Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Так, в саду Рёандзи, на фоне обработанного граблями гравия, изображающего море, расположена свободная композиция из пятнадцати камней и мха.

Холмистый сад может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные пейзажи, где направление течения воды и акцентирование деталей (обычно в одну сторону слева направо) придают композиции определенный смысл.

Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька море. Очень часто форме водоема тоже придается определенный символический смысл.

В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства. Японский садик на своем участке можно либо воплотить полностью, либо посвятить его оформлению небольшой фрагмент общей территории. Попробуйте выделить небольшое пространство, огородите его в "комнату" и устраивайтесь "по-японски". В японском стиле можно выполнить внутренний дворик, но тогда и детали украшения дома обязаны поддержать общее настроение. Облик внутреннего дворика определяют зеленые тона листвы кустарников и серый цвет натуральных камней.

Место для уединенного отдыха отделено от суетного внешнего мира высоким забором. Доминирующий элемент вечнозеленое дерево. Гравийная дорожка приведет к простой каменной скамье, возле которой растет низкий декоративный кустарник.

Уголок для чайной церемонии необходим тем, кто предпочитает пить чай по-японски. Устройство такого уголка не отнимет много времени и не потребует от вас специальных навыков в садоводстве. Главное соблюдать меру. На деревянном помосте постелите соломенный мат, уголок отделите от основной территории бамбуковым забором, по которому пустите виться красиво цветущую жимолость. На противоположной стороне уголка устройте бассейн, и близ него посадите невысокий декоративный кустарник айву японскую. Вместо традиционных газонных трав советуем использовать почвопокровные растения.

Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения (циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных камней или мостиков. Цветы в виде пятен-всплесков глубоких переливающихся тонов используются лишь изредка, когда они необходимы. Среди цветочных "японских" растений в России акклиматизировались хоста и астильба, но излюбленная японцами хризантема растет у нас плохо можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и емкости для растений выполняются из керамики и других естественных материалов светлых тонов либо в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Могут использоваться такие детали, как занавески с узелками, мох под соснами "деревьями долголетия", группы камней и каменные светильники.

В Японии каменный фонарик неотъемлемый элемент каждого сада. Их ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца и т. д. Фонарики освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются. Японские светильники бывают нескольких видов приземистые, с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные фонарики (икекоми-гата). Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле.

Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада. Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью.

Резервуар с водой для омовения (цукубаи), а также маленькие пагоды и резные каменные ступени придадут саду "японский" колорит. Азалия (рододендрон) и декоративная вишня (сакура) создадут иллюзию настоящего сада Страны восходящего солнца.

Новости
все новости
30.08.19

На нашем сайте в разделе Дендрология мы начали публиковать статьи об этой науке. Размещены Дендрология. Классификация древесных растений и Дендрология. Морфология растений.

d-1

21.07.19

«Дачный сезон. Осень – 2019»: тысячи растений для садоводов и любителей комфортного загородного отдыха

Дважды в год на открытой площадке «ДонЭкспоцентр» собираются более 18 000 владельцев приусадебных участков, садоводов и цветоводов, чтобы ознакомиться с разнообразнейшей экспозицией выставки «Дачный сезон». Этой осенью масштабная выставка ярмарка развернется с 26 по 29 сентября, чтобы помочь ростовчанам и жителям нашего региона подготовиться к грядущей зиме, а также к будущему дачному сезону.

263х262_ДС

Оставьте заявку
В ближайшее время специалист нашей компании свяжется с Вами, благодарим!
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика